|
Этого решения ждали давно. Правительство Республики Саха (Якутия) и администрация Иркутской области были заинтересованы в скорейшем решении вопроса, ведь автомобильное сообщение между двумя субъектами не только позволит наладить прочные взаимоотношения в различных сферах, но и даст толчок к освоению отдаленных территорий, разработке нефтегазовых месторождений и, конечно же, решит многие проблемы, главная из которых — отсутствие связи с внешним миром у жителей отдельных населенных пунктов.
Инициатива строительства автодороги изначально принадлежала Республике Саха. В феврале нынешнего года между республикой и Иркутской областью было подписано соглашение, после чего субъекты активизировали совместную работу над реализацией проекта. Планы по строительству автодороги «Вилюй» существовали и раньше, поэтому в ОАО ИркутскгипродорНИИ накопилось уже несколько вариантов прохождения трассы. Последний привязан к маршруту нефтепровода (ВСТО).
По словам Александра Качина, регионального менеджера по Дальнему Востоку ОАО ИркутскгипродорНИИ, автодорога «Вилюй», находящаяся в границах Республики Саха, до сих пор имела территориальный статус и построить дорогу за счет территорий, пусть даже и двух, было нереально. Только передача дороги в федеральную собственность позволила бы осуществить проект, и наконец этот вопрос решился.
По предварительным подсчетам, на строительство дороги четвертой категории (гравийной) требовалось 73 миллиарда рублей, и губернатор Иркутской области Александр Тишанин вместе президентом Республики Саха Вячеславом Штыровым планировали привлечь к строительству заинтересованные в автодороге бизнес-структуры, такие как АК АЛРОСА, ООО ННГК Саханефтегаз и ООО Верхнечонскнефтегаз. Таким образом, федеральный бюджет должен был покрыть 20% от предполагаемой стоимости строительства. Но в свете последних событий ситуация изменилась.
Общая протяженности автодороги «Вилюй» составит 2779 километров, из них 716 километров будет проложено по территории Иркутской области. Последний вариант трассы Якутск — Вилюйск — Мирный — Ленск — Усть-Кут — Тулун, предложенный ОАО ИркутскгипродорНИИ, от Ленска идет через Пеледуй, Витим и Верхнемарково, приближаясь к ВСТО и нефтегазовым месторождениям.
Автодорогу «Вилюй» планируется построить к 2015 году, однако существует серьезная проблема: в дорогу необходимо превратить 700 километров зимника. Если строить обычными темпами, то в год можно прокладывать 100—200 километров дороги, а если ударными, то и все 300, но перед этим еще несколько лет уйдет на проектирование.
Сейчас
строительство дороги завершено в Горном,
Верхневилюйском, Нюрбинском, Сунтарском
улусах Якутии. Обеспечен круглогодичный
проезд от Мирного до Якутска. Всего с
2007-го по 2011 год на реконструкцию и
дальнейшее строительство автодороги
планируется направить до 8 миллиардов
рублей и столько же на ее содержание. С
2012 года вложения сюда вырастут еще в
два раза и составят до 2015 года более
16,5 миллиарда рублей.
Юлия Улыбина, «СМ Номер один»
|